Знать и не повторять: самые частые ошибки рекрутеров-фрилансеров

Рекрутеры (как и все) иногда ошибаются, и это нормально. Мы живём в эпоху культуры ошибок, когда их не пытаются прятать, а, наоборот, открыто предъявляют как ценность и часть опыта. Но настоящая суперсила в том, чтобы заранее знать, какие промахи тебя могут поджидать в работе, и уверенно обходить их.

⏱ 6 минут полезного чтения

Рекрутмент для штатных специалистов и фрилансеров может выглядеть по-разному. У первых есть здоровая доля предсказуемости в работе: корпоративные стандарты, привычная кадровая политика компании, а главное — всегда один и тот же «заказчик». Вторым чаще всего необходимо выполнять задачи для разных клиентов и выстраивать взаимодействие с ними с нуля: учитывать особенности каждого следующего запроса, проникать в тонкости работы компании и принимать из раза в раз новые вводные.

Кажется, что, когда вы в «системе», риск совершить неверный шаг меньше, чем если вы сам себе хозяин и каждый проект по подбору — с чистого листа. Это никак не минус формата работы, а просто её особенности, и даже с ними фриланс многим по душе.

Например, на HRspace заявками на подбор занимаются более 6600 «свободных» рекрутеров, которые на время вживаются в работу абсолютно разных компаний, чтобы понять их «боли» и потребности и найти необходимых сотрудников. Страховки от ошибок на площадке нет ни у кого из них, но формула успеха в том, что чем больше работаешь с сервисом, тем лучше понимаешь тонкости коммуникаций с его клиентами и улавливаешь другие нюансы, а значит — снижаешь вероятность неверных действий. Да, проложить верный путь на площадке помогает опыт. Но не он один. Как бы ожидаемо это ни звучало, поддерживают инструкции, собранные на основе чужих промахов.

Разбираем типичные ошибки, которые возможны в работе фриланс-рекрутеров, чтобы обезопасить вас от них и сделать сотрудничество с HRspace максимально комфортным и плодотворным.

Ошибка № 1. Браться за работу, не дождавшись, пока заказчик подтвердит свой выбор

По правилам площадки вы можете откликнуться на любую заявку, которая привлекает, таким образом давая понять заказчику, что готовы взять её в работу. А может быть наоборот — клиент сам найдёт вас в общем списке исполнителей и предложит заняться подбором. В любом случае начинать поиски можно только тогда, когда он вас утвердил. Зелёный свет: статус заявки «Активная» в личном кабинете и соответствующее уведомление на почту.

Почему начинать работать на опережение, подыскивая кандидатов до финального «кивка» клиента, не стоит?

  • Пока вы работаете на собственном энтузиазме, может оказаться, что заказчик выбрал кого-то другого. Вы тем временем уже нашли ему кандидатов — жаль огорчать, но эту работу никто не оплатит. Заказчик ведь не был в курсе, что вы приступили.
  • Наконец, поступать так неэтично: вы как будто «берёте за горло» работодателя, не давая ему права выбора или права отказаться от вашей кандидатуры.

Ошибка № 2. Напротив, не проявлять инициативу, когда вас уже выбрали

Если гиперактивный подход к заявке — это одна крайность, то молчание в ответ на согласованный отклик — другая. Вы предложили свои услуги, клиент согласился — и тишина. Он ждёт первого шага от вас, а вы — от него. Вот тут самое время включиться. Откройте диалог с простого: «Я рад, что вы одобрили мой отклик! Предлагаю приступить к поискам».

Потом можно уточнять детали портрета кандидата, отправлять бриф, задавать любые вопросы, которые помогут вам начать работу в правильном направлении. На этом этапе вы можете обсудить ожидания клиента, дедлайн подбора, наметить промежуточные контрольные этапы и решить, в каком формате и режиме вам будет удобно общаться.

Кстати, даже если вы с заказчиком будете продолжать общение в зум-колах или мессенджерах, советуем дублировать всю информацию в чат HRspace — это самый надёжный способ сохранить хронологию и суть взаимодействия. В случае спорных ситуаций это может помочь, в отличие от истории разговоров в сторонних каналах связи.

Ошибка № 3. Пропустить этап уточняющих вопросов и сразу перейти к поиску кандидата

Заявка и описание вакансии кажутся вам исчерпывающими? Кажется, зачем тратить время на разговоры, если можно действовать? Конечно, попадаются подробные и чётко прописанные запросы — постарался сам работодатель или с содержанием и акцентами помогли менеджеры и специалисты сервиса. Но отбирать кандидатов, отталкиваясь только от заявки, всё равно нельзя. Настроиться на волну заказчика и компании можно, только задав дополнительные вопросы, пообщавшись. Как именно добывать фактуру, выбирайте сами: личная беседа — всегда хорошо, если у работодателя есть время и желание (должны быть, раз он заинтересован в новом сотруднике), если с этим напряжёнка — выручит расширенная анкета.

Сергей Кусков, рекрутер HRspace:
«Первым делом я брифую заказчика. Есть эксель-файл , куда я внёс данные — около 40 вопросов. Это позволяет и самому заказчику понять, кто им нужен, и мне составить чёткий и понятный портрет кандидата. Потому что очень часто требования заказчика в заявке указаны расплывчато: ну, нам нужен просто менеджер по продажам, а потом выясняется большое количество нюансов, что, например, нужен не менеджер по продажам, а менеджер по работе с клиентами или менеджер только по „холодным“ звонкам. Лучше выяснять эти детали сразу. Я также всегда прошу, чтобы мне давали развёрнутую обратную связь, почему тот или иной кандидат не подходит. Если она положительная — почему, что понравилось. Если отрицательная — что не понравилось, чтобы я сверился с портретом кандидата. Это помогает оперативно корректировать работу в процессе».

Ошибка № 4. «Пачками» предлагать клиенту нерелевантных кандидатов

Скорее всего, так и будет, если вы пропустите предыдущий шаг со сбором допинформации. Обычно заказчик приходит на HRspace, когда сам уже «перелопатил» ворох резюме и не нашёл подходящих кандидатов. Он обратился к вам как раз для того, чтобы отсевом профессионально и прицельно занялся кто-то другой, а он получил бы топ-список из релевантных претендентов и выбирал из 3−5 человек, а не из 100.

Поэтому не торопитесь отправлять работодателю всех подряд, кого удаётся найти по требуемой специальности. Сделайте свою выборку согласно ключевым критериям запроса, проведите первичное интервью с кандидатами, чтобы вернуться к заказчику не просто со списком, а с подробностями по каждому соискателю.

Ошибка № 5. Паниковать, если заказчик взял паузу

Любое ваше предложение клиент должен обдумать. Фидбека сразу может не быть, дайте время. Плохой идеей будет писать каждый день с вопросами: «Ну что? Кого выбираем?» Тем более сроки обратной связи прописаны в документах и специалисты поддержки обязательно напомнят вашему заказчику, если он задерживается с ответом.

Анна Виноградова, специалист поддержки клиентов HRspace:
«У нас в договоре оферты прописано 5 рабочих дней. Времени достаточно много. Но я во время общения с клиентом говорю: самое прекрасное, если вы ответите рекрутеру в течение 1−2 дней, потому что кандидаты находятся в активном поиске работы и важно не упустить своего».

Ошибка № 6. Самому внезапно замолчать

Тишина может вызвать недоумение и заставить заказчика думать, что работа не продвигается, раз вы не выходите на связь время от времени и не рассказываете, как идут дела. Советуем писать регулярно, например, обозначая каждый новый виток поиска или сверяясь с траекторией подбора.

Ошибка № 7. Молча уходить с проекта

Обстоятельства имеют свойство меняться, и, если вы решите прекратить работу с заявкой, что нормально и допустимо, не делайте этого «по-английски». Заказчик может не понять такого жеста: он думал, что всё идёт гладко, и проблем не видел. Обязательно вежливо и конструктивно объясните ему, почему отказываетесь от задачи.

Если уходите, потому что между вами возникло непонимание или конфликт, обратная связь всё равно должна быть сдержанной и вежливой. Помните, что отзывы на площадке получают и рекрутеры, и работодатели.

Кстати, советуем потом обсудить ситуацию в чате с коллегами — это поможет увидеть её с разных углов и сделать полезные выводы.

Ошибка № 8. Соперничать со штатными рекрутерами, вместо того чтобы работать сообща

Некоторые клиенты находят помощников в лице фрилансеров для своих постоянных эйчаров и ожидают, что вы будете работать вместе, а не вместо друг друга. Как правило, это требуется для узкопрофильных и сложных заявок или массового подбора, когда поддержка со стороны необходима. Советуем выстраивать работу на равных и не забывать, что ваша роль в этом уже «железна» и никто не подвергает сомнению ваши компетенции, — соревноваться не нужно. Лучше подумайте, как могут пригодиться люди, которые знают компанию изнутри.

Елена Цаценко, рекрутер HRspace:
«Внешний и внутренний эйчары должны работать в команде. Если возникает конкуренция, она сильно мешает. Внутренний специалист в данном случае выступает как проводник и помогает понять внешнему, как устроены процессы и особенности компании».

Ошибка № 9. Спорить за первенство в поиске кандидата

Бывает, над заявкой работаете не только вы, но и другой исполнитель. Предположим, вы присылаете одного и того же кандидата — и заказчика он устраивает. Как понять, кому все лавры и гонорар? Ссориться с коллегой точно не нужно — спорный случай решит система HRspace, которая автоматически фиксирует время отправки резюме и покажет, кто был первым.

Это далеко не все правила и советы — каждый фрилансер со временем пишет свой «кодекс чести» на площадке и довольно быстро понимает, что стоит делать, что — нет.

Подсказки всегда можно найти и у лидеров сервиса — исполнителей HRspace, которые входят в топ-10. Их секреты мастерства собрали здесь.

Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий


Thanx: Megastroydom